• +38 (071) 313-46-30
  • info@vizit-dn.ru
  • Донецк, ул. Складская 5з

Потребительский рынок ДНР. На изломе. От войны к миру. Год 2016.

Прошел почти год после нашего первого исследования потребительского рынка ДНР.
За это время рынок существенно изменился, активные боевые действия прекратились (локальные не прекращаются) и мысли всех жителей и руководителей республики помимо Минских соглашений, направлены на выживание . В металлургии и угольной промышленности дела объективно не очень и единственное на чем могут все зарабатывать это потребительский рынок . Помимо дотаций из РФ, о которых на удивление открыто в СМИ, да еще и с ежемесячными суммами (2,7 млрд руб в месяц) озвучил ЦРБ ДНР, деньги в республику приходят от экспорта угля, совсем немного от металлургии и экспорта зерновых, до недавнего времени пособия и пенсии из Украины по нашим подсчетам до 6-6,5 млрд гривен в год, были существенным подспорьем для пенсионеров да и для всего потребительского рынка, теперь остались только пособия и пенсии ДНР . В 2015 году в Донецк и Макеевку вернулось более 300 000 человек, а в целом в ДНР до 400 000 человек. Это положительно сказалось на всем рынке, в денежном выражении он увеличился . Рынок структурируется на нем появляются ярко выраженные лидеры, как новые так и бывшие, до известных событий, дистрибьюторские компании «Мастер Торг», «Сладкая Жизнь» «Виола», уже вышли на существенные обороты, измеряемые млрд рублей в год . В ритейле два явных лидера «Амстор » и «Первый Республиканский», оборот данных двух игроков также измеряется миллиардами руб в год и их доля на потребительском рынке близка к 15% . В сетевом сегменте еще представлены сети «Обжора», «Караван», «Ашан», бывший уцелевший «Метро» пока так никто не запустил . Все эти сети естественно были национализированы, поэтому к вопросу качественной ассортиментной матрицы, оптимальных планограмм, бонусных акций и скидок, начали подходить совсем не давно . Потребительский рынок и его потенциал в исследуемом сегменте в годовом эквиваленте оценивается нами в данных городах на уровне 68-70 млрд рублей в год. Дистрибуционно сбытовая сеть начинает выстраиваться и рынок уже не так зависит от поставок из Украины как год назад, за исключением некоторых групп товаров, за которую на блок постах берут «денежку» и она спокойно заходит в республику . В целом контрабандный ввоз из Украины по некоторым товарным группам занимает еще до 30% . Отдельная тема контрабанда из России, многие крупные западные транснациональные компании (ТНК), на вывоз из РФ включены в список товаров с защищенной интеллектуальной собственностью и вывести официально через таможню РФ без их согласия невозможно . На удивление этот запрет на вывоз стал и плюсом в формировании цивилизованного потребительского рынка . Если товар не запрещенный к вывозу, тянут все подряд и ломают рынок, то многие ТНК «Юниливер», «Проктер» и другие, дали такие письма крупным дистрибьюторам и они сразу получили существенный оборот и долю рынка, а со своей стороны структурировали рынок и помогают данным производителям его контролировать . Так что, как показывает практика статус «де факто» главнее для всех в этом мире. А бренд он и в ДНР бренд, так что инвестиции в увеличение его стоимости, всегда оправданы и необходимы . Продукцию с высокой узнаваемостью среди потребителей всегда ищут и завозят в первую очередь, хотя она и стоит существенно дороже, в этом и есть Сила Бренда. Цены в республике стабилизировались и при правильной экономической политике сравняются с Российскими, а по некоторым продуктовым группам хлебобулочные изделия, мясо уже ниже чем в России .
<Остановимся подробней на некоторых емких рынках:
Рынок молочных продуктов на сегодняшний день представлен местным производителем «Геркулес» и их торговой маркой «Добрыня», уровень дистрибуции превышает 70%, компания располагает производственными мощностями в Донецке . Бренд «Станица» из Луганска, качественно представлен в сетевом сегменте. Горловский производитель «Маричка» стал более заметен в сетевом и розничном канале сбыта. Данный сегмент рынка местные игроки контролируют, основная проблема здесь хроническая нехватка сырого молока и почти весь объем производится их сухого молока (баланс сырого молока не более 50 тонн в день), единственный минус у данных игроков слабый ассортиментный ряд . Ростовский производитель «Белый медведь» с дистрибуцией около 35% представлен во всех сетях и он объективно лидер в сегменте творожных сырков . За год отзывы о молочной продукции из РФ остались прежние — «Качественно русская продукция не нравится», еда в Украине вкуснее, но уже не сильно дешевле . В республике появился «Danone» из России, с брендами «Активиа» и «Простоквашино», в сетях данный бренд востребован . Компания «ВБД» также начинает появляться на полках местных магазинов. Компания «Молвест» торговая марка «Вуснотеево» представлена в сетях, в розничном канале сбыта ее доля незначительна. Оборот данного рынка около 4,5 млрд рублей в год

Хлеб и хлебобулочные изделия.

Местные производители по прежнему закрывают данную потребность, социальный хлеб к примеру цена 8-10 руб за буханку. Производство хлеба в республике выросло . Рынок колбасных изделий. Макеевский мясокомбинат, Енакиеевский мясокомбинат, Горловский мясокомбинат и другие . Нашим тут по прежнему делать нечего с колбасой по 300-1000 рублей, у данных производителей есть и доставка и маркетинг, и обширная линейка брендов, дистрибуции до 70%, качественный продукт по низкой цене. Производство колбасных изделий в республике за год выросло более чем на 15 % и его оборот превысил 4,8 млрд рублей. Кондитерский рынок: Тут без изменений, с Донецкими производителями тягаться бесполезно, ни по цене, ни по качеству, исключение эта халва, из Азова ее уже поставляют в том числе на местных дистрибьюторов, также появился бренд «Мишкино» с неплохим покрытием особенно в сетях . «Конти» в Донецке стало «Тором» за год они существенно увеличили и производство, и представленность на рынке, остальные местные производители представлены в основном в сегменте мучных кондитерских изделий и их положение здесь практически монопольно . Объединенные кондитеры и их бренд «Аленка» как и вся линейка московских конфет пришлась местному потребителю по душе, хоть и дорого, зато качественно, покрытие в сетях до 70%, розница до 35%. Появляется кое где «Славянка» пока хаотично не хватает сильного дистрибьютора . Контрабандный Марс и Сникерс покрытие отличное . Кстати «Тор» начал экспортировать продукцию в РФ . Рынок пива : Ну если год назад здесь была беда то теперь здесь сезон «Липецкого» пива, после закрытия «Сармата» на рынке был вакуум, первое время неплохо было представлено пиво из Осетии «Дарьял», «Бавария» и прочее, но теперь здесь бесспорный лидер «Липецкое пиво» с долей рынка под 50% и 100% покрытием. Три сильных дистрибьютора сделали свое дело, успели расставиться, оборот только данного бренда в сезон будет под 100 млн рублей в месяц. Живого пива так и не появилось . Хорошая ниша .

Рынок снеков:
Чипсы Lays, лидер рынка, от врагов американцев, но любит народ Донецкий бренды их и в больших количествах . «Русских картофель» сдал свои позиии, а других особо и не видно, рынок еще не насыщен в данной категории . Семечки местные «Юзовские» абсолютный лидер год назад из за проблем с сырьем, в сетях уступили пальму первенства семечкам «От Мартина» Рынок безалкогольных напитков: Прошлогодний лидер рынка компания «Аква Юг» входящая в Группу Компаний XXI Век, растратила все свои лидерские позиции, пойдя по пути грузим всех кто берет, не определившись с основным дистрибьютором компания упустила рынок, покрытие торговых точек упало в разы, из многих сетей товар выведен . ТМ «Аквадар» наоборот усилило дистрибуцию и свои позиции на рынке, представленность до 40%. Много производителей с Северного Кавказа, как минеральной так и питьевых вод. Представлена местная вода из Новоазовска, других районов ДНР, появились воды из Луганска . Производители соков практически все из России, от сока «Мой» пить невозможно до «Rich» от Кока Колы. Пепси и Кола массово вышли на рынок и сейчас между ними разворачивается, как уже стало традиционным по миру междусобойчик за долю рынка,с акциями и бонусами для клиентов .

Рынок транснациональных компаний:
«Юниливер », «Проктер энд Гэмбел» бытовая химия, некоторые другие не хочется их здесь упоминать, дали письма разрешающие вывоз из РФ по интеллектуальному запрету в ДНР, на подходе письма и других мировых монстров. В Донецке запущено производство своей бытовой химии.

Рынок детского питания:
Бренд «Тема» начинает появляться в сетях, Фруто Няня уже активно представлена и в рознице и в сетях, сказывается сильный дистрибьютор и хорошее покрытие. В Амсторе появилось детское питание «Heinz» . Нет еще «Нестле», не решается пока вопрос с правом ввоза , искл контрабанда.

Рынок водки:
Нет слов, к примеру «Finlandia» 100 р . Есть сильный местный производитель, остальное ..

Овощи и фрукты:
Существенно укрепили свои позиции белорусские производители, картошка к примеру 14-15 рублей. Для местного производителя здесь огромный потенциал для роста.

Растительное масло:
Средняя цена 80 руб на полке. Полностью закрываем потребность республики. «Слобода», «Астон», «Юг Руси», но его мало и множество мелких производителей из РФ.

Мороженое:
Лидер рынка местный производитель «Геркулес». Цена низкая, ассортимент уже достойный. Появляются поставщики из РФ. Кетчупы, майонезы: «Чумак», местные производители, немного заходит из РФ Бакалея, макароны, крупы: сильные позиции Донецких производителей, из РФ можно отметить «Волошко», эта группа товаров поставляется во всех Гум конвоях и по домам у людей много круп припрятано, поэтому спрос на эту группу немного пониже,так ее просто раздают .

Куры, яйца, мясо:
Вот они контрабандные ниши из Украины, фура мяса стоит 3 млн р, 300 т.р отдал поехал дальше, учитывая, что в Украине мясо дешевле логика в этом есть. По свинине на рынок начинают выходить отечественные игроки, по курице та же тенденция в основном из Белгорода, по яйцам Россия полностью обеспечила ДНР, но и местные производители запустили свои производства, до 35%-40% рынка яиц уже обеспечивается местными производителями.

Подведем итоги:
Рынок заполнился продуктами питания, средствами личной гигиены, бытовой химии , никто не умер, так что логика Украины перекрывшей все и вся, оказалась неправильной и ущербной, как в пословице, «отморозили уши на радость американской бабушке и на смех русскому дедушке». Опт в Донецке так и не ожил, Розница сильная с хорошим ассортиментом, собственники, сами наполняют свои магазины. Сети существенно улучшили ассортимент, качество реализуемых товаров также возросло . Дистрибьюторы, начинают постепенно выполнять свою основную миссию, наполнять рынок продукцией по единой ценовой модели, получая эксклюзивные контракты от производителей, они транслируют его дальше на опт, сети и розницу . В Донецке пока еще действует право сильного и возможны моменты, когда кто то сильно быстро структурирует рынок и ему начинают задавать вопросы, но таких игроков еще не много, но хорошо, что они уже есть . Лишь бы, новые отжимы не приобрели массовый характер,тогда в ДНР точно никто уже не выйдет из серъезных игроков и рынок останется в вечных 90-х. А у поставщиков из России на еще свободном рынке ДНР очень много возможностей, которых в России уже и нет . Платежи налажены, в среднем деньги доходят за 2-3 дня, справки ТПП то вводят, то отменяют, налоги то одни то другие, пошлины меняются, но рынок структурируется ни смотря ни на что, ну а риск, так он и бывает там где большие заработки. В зачаточном состоянии еще рынки бытовой техники и электроники, тут спрос в разы больше предложения, да и рынок стройматериалов и товаров для ремонта дома еще не удовлетворяет спрос . Все зависит от Вас . Лишь бы не было войны, а то появится новое исследование потребительского рынка Харькова, Мариуполя, Днепропетровска. Хороших всем продаж.

Обращайтесь, поможем .